О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации по вопросам деятельности рынков

18.03.2020



Вносится Правительством
Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу
законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации по вопросам деятельности рынков

Статья 1
Внести в статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года № 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4553; 2001, № 53, ст. 5022; 2005, № 30, ст. 3113; 2009, № 1, ст. 21; 2011, № 1, ст. 42; № 30, ст. 4566, 4601; 2012, № 53, ст. 7584; 2015, № 1, ст. 43; 2016, № 26, ст. 3871; № 27, ст. 4194; 2017, № 31, ст. 4827; 2018, № 1, ст. 17; № 49, ст. 7520) следующие изменения:
1)    подпункт 3 пункта 2 признать утратившим силу;
2)    пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в подпунктах 6 и 9 пункта 2 настоящей статьи, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в магазинах беспошлинной торговли.»;
3)    в подпункте 2 пункта 6 слова «подпунктах 3 и 9 пункта 2» заменить словами «подпункте 9 пункта 2».

Статья 2
В абзаце 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 21, ст. 1957; 2009, № 23, ст. 2776; № 29, ст. 3599; 2010, № 31, ст. 4161; 2011, № 27, ст. 3873; 2012, № 26, ст. 3447; 2013, № 19, ст. 2316; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2015, № 10, ст. 1421; 2016, № 27, ст. 4223; 2018, № 28, ст. 4156; № 49, ст. 7497; № 53, ст. 8414; 2019, № 23, ст. 2912, № 30, ст. 4140) слова «в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли» заменить словами «выставках».


Статья 3
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 52, ст. 6984; 2011, № 48, ст. 6728; 2012, № 53, ст. 7643; 2016, № 27, ст. 4197, ст. 4206; 2018, № 1, ст. 71; № 49, ст. 7518, № 53, ст. 8414) следующие изменения:
1)    пункт 3 части 4 статьи 1 признать утратившим силу;
2)    статью 2 дополнить пунктами 20 – 26 следующего содержания:
«20)    ярмарка – ограниченное во времени, как правило периодически повторяющееся мероприятие, организуемое на заранее определенной территории, в том числе на земельном участке и (или) в здании и (или) с использованием земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка, с целью осуществления множеством продавцов деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг);
21)    рынок – имущественный комплекс, имеющий в своем составе земельный участок и (или) здание и (или) часть здания, а также торговые места, используемые для осуществления множеством продавцов деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), включенный в реестр рынков. Рынки подразделяются на розничные и оптовые;
22)    розничный рынок – рынок, на котором осуществляется розничная торговля (выполнение работ, оказание услуг);
23)    оптовый рынок – рынок, на котором осуществляется преимущественно оптовая торговля (выполнение работ, оказание услуг);
24)    выставка – ограниченное во времени мероприятие, организуемое на заранее определенной территории, в том числе на земельном участке и (или) в здании, с установленным сроком и (или) периодичностью проведения с целью демонстрации множеством участников выставочных образцов продукции одной или нескольких отраслей экономики, проведения рекламных акций, дегустаций, раздачи и реализации продукции, ориентированное на развитие экономических связей хозяйствующих субъектов;
25)    торговое место на рынке - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток, место для продажи товаров с автотранспортных средств), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг);
26)    управляющая рынком компания – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению рынком, в том числе по оборудованию и содержанию рынка, предоставлению торговых мест, обеспечению соблюдения требований к продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;»;
3)    часть 2 статьи 3 признать утратившей силу;
4)    статью 8 дополнить частью 31 следующего содержания:
«31. Граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе осуществлять розничную торговлю исключительно на рынках, ярмарках, а также в специально отведенных местах, определяемых органами местного самоуправления поселений, муниципальных округов и городских округов применительно к территориям соответствующих поселений, муниципальных округов и городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов применительно к межселенным территориям, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в случае, если соответствующие полномочия определены как вопрос местного значения законом соответствующего города федерального значения. Порядок определения органами местного самоуправления специально отведенных мест и осуществления в них торговой деятельности устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.»;
5)    дополнить статьей 111 следующего содержания:

«Статья 111.    Требования к организации рынков и продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на них
1.    Рынки организуются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которым принадлежат на любом законном основании объект или объекты недвижимости, которые предполагается использовать для организации рынка. Организация рынков и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие рынки организуются.
2.    Орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует и ведет реестр рынков на основании заявлений от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 настоящей статьи. Рынки включаются в реестр рынков бессрочно. В случае, если юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю объект или объекты недвижимости, которые предполагается использовать для организации рынка, принадлежат на праве аренды, включение рынка в реестр рынков осуществляется на срок действия соответствующего договора (договоров) аренды. Форма заявления о включении в реестр рынков и исключении из реестра рынков, основания исключения рынков из реестра, форма реестра рынков, порядок его формирования и ведения утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в реестре рынков, размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте осуществляющего формирование и ведение реестра рынков органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
3.    Торговые места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на рынке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
4.    В случае осуществления деятельности по продаже непереработанной пищевой продукции животного происхождения и пищевой продукции непромышленного изготовления, на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.
5.    Организация продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на рынке обеспечивается управляющей рынком компанией с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды и других установленных федеральными законами требований.
6.    Требования к внешнему виду некапитальных строений, сооружений на территории рынков устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселений, муниципальных округов и городских округов применительно к территориям соответствующих поселений, муниципальных округов и городских округов, органов местного самоуправления муниципальных районов применительно к межселенным территориям, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в случае, если соответствующие полномочия определены как вопрос местного значения законом соответствующего города федерального значения. Требования к внешнему виду некапитальных строений, сооружений могут быть пересмотрены, но не чаще одного раза в пять лет.
7.    Информация о порядке и условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места, наличии свободных торговых мест размещается управляющей рынком компанией на своем сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и (или) на досках информации.»;

6)    в статье 17:
а)    в пункте 1 части 2 после слов «направленных на строительство» дополнить словами «и реконструкцию рынков»;
б)    пункт 3 части 2 изложить в следующей редакции:
«3)    стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации выставок в области торговой деятельности, розничных рынков и ярмарок, а также создания условий для организации розничных рынков и ярмарок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями»;
в)    пункт 3 части 3 изложить в следующей редакции:
«3)    принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, реконструкции, а также размещению рынков и иных объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры, организации ярмарок, и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности».

Статья 4
Признать утратившими силу:
1)    Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 34);
2)    Федеральный закон от 2 июня 2007 года № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 23, ст. 2692);
3)    статью 122 Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3616);
4)    Федеральный закон от 3 июня 2009 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 23, ст. 2771);
5)    Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 29, ст. 3593);
6) статью 4 Федерального закона от 23 декабря 2010 года № 369-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 52, ст. 6984);
7)    статью 55 Федерального закона от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3880);
8)    статью 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6728);
9)    Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 396-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7338);
10)    статью 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 7011);
11)    статью 3 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 49, ст. 6918);
12)    статью 11 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 38);
13)    Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 492-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 45);
14)    Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 31, ст. 4461);
15)    статью 1 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 493-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями применения законодательства Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 46);
16)    абзац 14 пункта 13 статьи 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 31, ст. 4827).

Статья 5
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.



    Президент
    Российской Федерации                                                                                        


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации по вопросам деятельности рынков»

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации по вопросам деятельности рынков» (далее – законопроект) разработан в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р.
Законопроект подготовлен с учетом принципов реализации механизма «регуляторной гильотины» и предусматривает исключение административных и иных избыточных требований, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 271-ФЗ) для организации и осуществления торговли на розничных рынках.
Установление жестких требований для розничных рынков, которых нет в отношении других форматов торговли, напрямую сказывается на исчезновении розничных рынков. Так, по данным Росстата, за последние десять лет доля рынков и ярмарок в обороте розничной торговли (по формам торговли) в целом по Российской Федерации снизилась с 20% до 6%, а количество рынков за двенадцать лет в целом по России сократилось почти в 6 раз: с 5892 до 974 единиц.
Таких жестких требований, какие установлены в настоящее время для розничных рынков Федеральным законом № 271-ФЗ, нет в отношении других форматов торговли и это напрямую сказывается на исчезновении рынков.
Рынки крайне важны для продовольственной безопасности страны. Снижение количества розничных рынков в субъектах Российской Федерации приводит к сокращению площадок, на которых свою продукцию могут реализовывать мелкие и средние производители, фермеры, а также население.
Указанные субъекты испытывают серьезные трудности со сбытом своей продукции, поскольку для них рынки зачастую являются единственными гарантированными каналами сбыта.
В итоге сегодня мелкие и средние производители, фермеры, а также население остаются без надежных площадок для реализации своей продукции. Потребители же не получают всего ассортимента производимых продуктов питания.
Законопроектом предлагается признать утратившим силу Федеральный закон № 271-ФЗ. В свою очередь, нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с организацией розничных рынков в новой редакции, предлагается закрепить в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ), поскольку розничные рынки являются одним из форматов торговли.
При этом регулирование порядка организации рынков и осуществления торговли на них предлагается установить по аналогии с действующим порядком организации ярмарок, установленным в статье 11 Федерального закона № 381-ФЗ.
В частности, необходимо установить наиболее общее не избыточное нормативно-правовое регулирование.
Предлагается, чтобы порядок организации розничных рынков и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них в регионах устанавливался нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Предлагаемая конструкция позволит учитывать региональную специфику, устанавливать порядок, наиболее подходящий для развития розничных рынков в соответствующем субъекте Российской Федерации с учетом социально-экономических и климатических факторов.
Схожая практика регулирования торговли на ярмарках зарекомендовала себя положительно. Так, по данным Росстата, в 2018 г. было проведено 38133 ярмарки, что на 42% больше, чем в 2013 г.
Законопроект также вводит определение оптовых рынков и предусматривает в отношении них аналогичное розничным рынкам регулирование, поскольку они крайне схожи по своей организации.
Это необходимо для развития прежде всего оптовых продовольственных рынков (далее также – ОПР), которые являются важнейшим элементом системы дистрибуции продовольственных товаров.
В настоящее время на территории России только в 15 субъектах Российской Федерации функционирует 21 оптовый продовольственный рынок площадью свыше 10 га.
В основном оптовая торговля продовольственными товарами – это хаотично разбросанные хладокомбинаты, плодоовощные базы и склады, которые не могут выполнять функции ОПР. В частности, такие организации не осуществляют организацию оптового оборота множеством конкурирующих между собой оптовых торговцев и не представляют сервисные услуги. Такая инфраструктура характеризуется большим количеством посредников.
Многоступенчатая и сложная логистика свежих продуктов делает их дорогими и напрямую влияет на качество.
Во многих развитых странах вышеназванная проблема в значительной мере решена системой оптовых продовольственных рынков - организаторов оптового оборота, расположенных вблизи крупных городов и обеспечивающих через профессиональных оптовиков фрешем несетевую розницу и предприятия питания вне дома.
Наличие подобной инфраструктуры позволяет производителю иметь возможность максимально быстрого и дешевого сбыта своего товара в конечную розницу с одним посредником (оптовый торговец на оптовом продовольственном рынке) самостоятельно либо в кооперации с другими мелкими производителями.
Для формирования государственной политики по развитию оптовой продовольственной торговли и выработке необходимых мер поддержки необходимо закрепить в законодательстве дефиниции и основные требования к организации оптовых рынков и продажи товаров на них.
Также законопроектом предлагается закрепить регулирование организации и осуществления торговой деятельности на оптовых рынках.
Применительно к оптовым и розничным рынкам предлагается установить следующие единые требования.
В целях отнесения объекта к формату рынка и статистического учета, органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут осуществлять ведение реестра рынков на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Включение в указанный реестр рынков будет осуществляться на бессрочной основе. В случае, если юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю объект или объекты недвижимости, где предполагается организовать рынок, принадлежат на праве аренды, включение рынка в реестр рынков осуществляется на срок действия соответствующего договора (договоров) аренды.
В свою очередь форма заявления о включении в реестр рынков и исключении из реестра рынков, основания исключения рынков из реестра, форма реестра рынков, порядок его формирования и ведения будут утверждаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом в целях обеспечения необходимых гарантий приобретения населением безопасных для здоровья продуктов питания законопроектом предлагается сохранить действующее требование о размещении и оборудовании на территории рынка лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы в случае осуществления деятельности по продаже непереработанной пищевой продукции животного происхождения и пищевой продукции непромышленного изготовления.
В рамках указанных предложений по снятию излишних ограничений предлагается исключить запрет на продажу алкогольной продукции на рынках.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции, например, не действует в торговых центрах (торговых комплексах), сетевых и несетевых магазинах. Это создает дискриминационные условия для торговли на рынках и ставит их в неравное положение по сравнению с иными торговыми форматами.
В этой связи законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ).
При этом исключение запрета на розничную продажу алкогольной продукции на рынках будет происходить при обязательном сохранении действующих требований к торговым объектам, осуществляющим продажу алкогольной продукции в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, вне зависимости от места их нахождения.
В частности, должны быть соблюдены такие требования как:
наличие у продавца лицензии на розничную продажу алкогольной продукции;
наличие у продавца в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров в городских населенных пунктах и не менее 25 квадратных метров в сельских населенных пунктах;
розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники и учетом в ЕГАИС.
То есть реализация алкогольной продукции будет происходить не с открытых прилавков, с рук, лотков или автомашин, а исключительно в капитальных торговых объектах (объектах общественного питания) в составе рынка.
Помимо исключения избыточных требований к организации рынков и осуществления на них торговой деятельности законопроект предусматривает положения, направленные на стимулирование предпринимателей развивать указанные торговые форматы и работать в соответствии с требованиями законодательства:
в Федеральном законе № 381-ФЗ предлагается закрепить перечень торговых форматов где вправе осуществлять торговую деятельность непосредственно население. К указанным объектам относятся розничные рынки, ярмарки, а также специально отведенные места, определяемые органами местного самоуправления. При этом порядок определения указанных специально отведенных мест, осуществления в них торговой деятельности будет устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» предлагается внести изменения, позволяющие не применять контрольно-кассовую технику при торговле с открытых прилавков на розничных рынках, ярмарках и выставках. Одновременно данное предложение ограничит возможность осуществления торговли без применения контрольно-кассовой техники исключительно в указанных форматах, что будет их существенной особенностью;
в Федеральном законе № 381-ФЗ предлагается закрепить положения, предусматривающие возможность оказания региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления мер поддержки развития оптовых и розничных рынков, ярмарок. Это широко распространенная мировая практика.
Законопроектом предлагается закрепить термин «ярмарка», поскольку отсутствие указанного определения в действующем законодательстве затрудняет четкое разграничение ярмарки, как торгового мероприятия, и рынка, как элемента постоянной торговой инфраструктуры.
Помимо закрепления терминов «рынок» и «ярмарка» предлагается закрепить термин «выставка» как выставочное мероприятие, ориентированное на развитие экономических связей хозяйствующих субъектов, в целях однозначного понимания и правоприменения указанных терминов.
Также предлагается внести изменения в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300.
В частности, предлагается дополнить указанный перечень новым пунктом о возможности размещения конструкций для организации ярмарок и выставок на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков.
Помимо прочего, законопроект предусматривает внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и исключение норм, устанавливающих административную ответственность за нарушение требований в сфере организации розничных рынков, так как данные требования законопроектом предлагается исключить.
В случае нарушения правил торговли на рынке будут применяться общие для форматов торговли меры ответственности, предусмотренные КоАП РФ (в том числе статьи 6.3, 6.6). Также ответственность может быть установлена в региональных нормативных правовых актах об административных правонарушениях за нарушения требований к рынкам, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом планируется внести уточняющие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Реализация вышеуказанных предложений придаст мощный стимул процессу создания новых рынков, функционирования существующих рынков, а также увеличению количества малых предпринимателей, профессионально осуществляющих торговлю на рынках.
Законопроектом предусмотрено, что данный федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Указанный период связан с необходимостью установления переходного периода вступления в силу предлагаемых изменений, принятия и признания утратившими силу соответствующих подзаконных и иных нормативных правовых актов.
В законопроекте не содержится обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации по вопросам деятельности рынков»



Реализация Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации по вопросам деятельности рынков» не потребует выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.



ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с
проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации по вопросам деятельности рынков»



Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации по вопросам деятельности рынков» потребует внесения изменений в следующие законодательные акты:
1) Налоговый кодекс Российской Федерации.
Ответственный исполнитель – Минпромторг России.
Срок подготовки – не позднее 180 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации по вопросам деятельности рынков» (далее – законопроект) в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственный исполнитель – Минпромторг России.
Срок подготовки – не позднее 180 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.


ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с
проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации по вопросам деятельности рынков»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации по вопросам деятельности рынков» потребует:
1)    признания утратившими силу следующих нормативных правовых актов:
а)    постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений».
Ответственный исполнитель – Минпромторг России.
Срок подготовки – не позднее 180 дней со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации по вопросам деятельности рынков» (далее – законопроект) во втором чтении;
б)    постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. № 148 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка».
Ответственный исполнитель – Минпромторг России.
Срок подготовки – не позднее 180 дней со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении;
в)    приказа Минэкономразвития России от 26 февраля 2007 г. № 56 «Об утверждении номенклатуры товаров, определяющей классы товаров (в целях определения типов розничных рынков)».
Ответственный исполнитель – Минэкономразвития России.
Срок подготовки – не позднее 180 дней со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении;
г)    приказа Минсельхоза России от 24 октября 2016 г. № 469 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке».
Ответственный исполнитель – Минсельхоз России.
Срок подготовки – не позднее 180 дней со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении.
2)    внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
а)    постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».
Ответственный исполнитель – Минпромторг России.
Срок подготовки – не позднее 180 дней со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении;
б)    постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
Ответственный исполнитель – Минпромторг России.
Срок подготовки – не позднее 180 дней со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении.

Проект


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от _______________ № ______


1.    Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации по вопросам деятельности рынков».
2.    Назначить статс-секретаря – заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Евтухова Виктора Леонидовича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации по вопросам деятельности рынков».



Председатель Правительства
         Российской Федерации                                                                        М.В. Мишустин




Возврат к списку

Copyright ©  Ассоциация рынков и ярмарок Белгородской области