ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

21.02.2020



21 января 2020 года Президент Российской Федерации подписал Указ №20 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Указ вступил в законную силу.
Настоящим Указом утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации, согласно положений Указа поручено в 3-месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и осуществить ежегодную подготовку докладов Президенту Российской Федерации, содержащих анализ, оценку и прогноз продовольственной безопасности Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации Указом вменена обязанность руководствоваться утвержденной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации в практической деятельности и при разработке нормативных правовых актов, касающихся обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации — документ, представляющий собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Как отмечается в преамбуле документа, в Доктрине развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537, касающиеся продовольственной безопасности Российской Федерации, учтены нормы Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001г., и других нормативных правовых актов Российской Федерации в этой области.

Надо напомнить, что в 2007 году, отвечая на вопросы участников интернет-конференции, посвященной 15-летию образования Совета Безопасности РФ, тогдашний секретарь Совбеза Игорь Иванов отметил: «Продовольственная безопасность России рассматривается как составляющая системы экономической безопасности страны. В настоящее время ключевые вопросы обеспечения продовольственной безопасности регулируются рядом базовых федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации. ... Вместе с тем, по мнению специалистов, назрела необходимость принятия закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации».

В декабре 2009 года разработанный кабинетом министров проект Доктрины (его в своем докладе представил первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виктор Зубков) был рассмотрен на заседании Совета безопасности под председательством главы государства. Дмитрий Медведев поручил Совбезу определить стратегические приоритеты в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности, продолжить реализацию мер, обеспечивающих государственную поддержку производства и экспорта отечественной сельхозпродукции, разработать основы государственной политики использования земельных ресурсов и в срок до 1 апреля 2010 года подготовить пакет документов для обеспечения продовольственной безопасности страны.

В январе 2018 года по инициативе Минсельхоза Доктрина была расширена: в нее впервые внесли норматив производства отечественных фруктов, овощей; увеличена доля масла, сахара и рыбы отечественного производства.

В марте 2019 года на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сферах с участием членов научного совета при Совбезе и экспертов был представлен предварительный проект новой редакции Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Как отмечалось на заседании, необходимость корректировки документа связана с изменением социально-экономического положения страны, формированием новых рисков, связанных с введенными по отношении к России экономическими санкциями, ростом открытости национального продовольственного рынка, а также «углублением интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и созданием единого таможенного пространства.

В Доктрине развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, касающиеся продовольственной безопасности, учтены положения Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208, и других документов стратегического планирования.

Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов в области обеспечения продовольственной безопасности, развития сельского и рыбного хозяйства.

Доктрина учитывает рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) по предельной доле импорта и запасов продовольственных ресурсов.

В Доктрине обозначены основные риски и угрозы развития продовольственной безопасности страны, что требует реализации мер государственного регулирования для преодоления.

Одной из перечисленных мер является недостаточный уровень развития инфраструктуры внутреннего продовольственного рынка, в том числе сокращения количества торговых объектов, реализующих продовольственные товары.

Обозначенные в Доктрине стратегические цели и основные задачи обеспечения продовольственной безопасности страны во многом определяют стратегию развития внутреннего продовольственного рынка, делая его многоформатным, высококонкурентным с развитой инфраструктурой розничной торговли.

Создание условий для увеличения числа объектов торговой инфраструктуры и объектов общественного питания различных типов, как основное направление государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности, должно стать новым этапом, способным привлечь особое внимание к ярмарочной и рыночной торговли Белгородской области.

В сфере обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, согласно пункта 20 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, предстоит осуществить увеличение количества торговых объектов, реализующих продовольственные товары, в том числе сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям (магазинов, рынков, ярмарок, нестационарных торговых объектов), и объектов общественного питания, функционирующих на конкурентной основе.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную социально-экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности в том числе связанную с осуществлением мероприятий по развитию торговой инфраструктуры в сфере реализации продовольственных товаров (магазинов шаговой доступности, прежде всего несетевых, розничных рынков, ярмарок, нестационарных и мобильных торговых объектов).

Ассоциация рынков и ярмарок Белгородской области считает Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации документом особой важности, способным положительно повлиять на развитие рыночной и ярмарочной торговли Белгородской области как со стороны нормативного регулирования торговых объектов, реализующих продовольственные товары, так и со стороны сохранения и развития уже существующих в регионе торговых площадок.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Возврат к списку

Copyright ©  Ассоциация рынков и ярмарок Белгородской области