ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ОПТОВЫЕ И РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ - СЕГОДНЯ И ЗАВТРА"

01.11.2019



С 23 по 25 октября 2019 года в Москве состоялась Всероссийская Конференция «Оптовые и розничные рынки – сегодня и завтра», посвященная вопросам создания и развития сети оптовых продовольственных рынков в субъектах РФ. Организатором выступили Союз оптовых продовольственных рынков России совместно с Минпромторгом России.

Ассоциация рынков и ярмарок Белгородской области приняла активное участие в работе Конференции.

На совещании обсуждались вопросы государственной поддержки развития оптовых и розничных рынков. В настоящее время Минпромторгом России подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации и проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов Российской Федерации по вопросам деятельности розничных рынков» (№271-ФЗ).

Ассоциация рынков и ярмарок
Белгородской области



                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Вносится Правительством
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Российской Федерации
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Проект

                                                                                                                                                       ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                                                                                                              О внесении изменений в отдельные законодательные акты
                                                                                                                   Российской Федерации и признании утратившими силу
                                                                                                              законодательных актов (положений законодательных актов) 
                                                                                                     Российской Федерации по вопросам деятельности розничных рынков

Статья 1
Внести в статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года № 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4553; 2001, № 53, ст. 5022; 2005, № 30, ст. 3113; 2009, № 1, ст. 21; 2011, № 1, ст. 42; № 30, ст. 4566, 4601; 2012, № 53, ст. 7584; 2015, № 1, ст. 43; 2016, № 26, ст. 3871; № 27, ст. 4194; 2017, № 31, ст. 4827; 2018, № 1, ст. 17; № 49, ст. 7520) следующие изменения:
1) подпункт 3 пункта 2 признать утратившим силу;
2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в подпунктах 6 и 9 пункта 2 настоящей статьи, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в магазинах беспошлинной торговли.»;
3) в подпункте 2 пункта 6 слова «подпунктах 3 и 9 пункта 2» заменить словами «подпункте 9 пункта 2».

Статья 2
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 2; 2011, № 48, ст. 6728; 2012, № 53, ст. 7643; 2016, № 27, ст. 4197, 4206; 2018, № 49, ст. 7518; № 53, ст. 8414) следующие изменения:
1) пункт 3 части 4 статьи 1 признать утратившим силу;
2) статью 2 дополнить пунктами 20 - 24 следующего содержания:
 «20) ярмарка - торговое мероприятие, организуемое на заранее определенной территории с установленным сроком и (или) периодичностью проведения, в том числе в определенный день или дни недели, с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи, договоров оказания услуг и договоров бытового подряда цен;
 21) розничный рынок (рынок) - совокупность торговых мест, расположенных в зданиях и (или) строениях и (или) сооружениях, управляемых как единое целое, используемых для осуществления множеством юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан (в том числе граждан - глав крестьянских (фермерских) хозяйств, членов таких хозяйств, граждан, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи, договоров оказания услуг и договоров бытового подряда цен;
 22) торговое место на рынке - торговый объект, объект общественного питания, объект по оказанию бытовых услуг в составе рынка, в том числе магазин, павильон, киоск, палатка, прилавок, лоток;
 23) объект общественного питания - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, конструкция, устройство, в том числе транспортное средство, включая механические транспортные средства и транспортные средства, предназначенные для движения в составе с механическими транспортными средствами (в том числе автомобили, автолавки, автомагазины, автоприцепы, автоцистерны, мототранспортные средства), а также велосипеды, используемые для оказания услуг общественного питания в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;
 24) объект по оказанию бытовых услуг - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, конструкция, устройство, в том числе транспортное средство, включая механические транспортные средства и транспортные средства, предназначенные для движения в составе с механическими транспортными средствами (в том числе автомобили, автолавки, автомагазины, автоприцепы, автоцистерны, мототранспортные средства), а также велосипеды, используемые для оказания бытовых услуг в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.»;
3) часть 2 статьи 3 признать утратившей силу;
4) статью 8 дополнить частью З1 следующего содержания:
 «З1. Граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», вправе осуществлять торговую деятельность исключительно на рынках, ярмарках, а также в специально отведенных местах, определяемых органами местного самоуправления поселений и городских округов применительно к территориям соответствующих поселений и городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов применительно к межселенным территориям, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в случае, если соответствующие полномочия определены как вопрос местного значения законом соответствующего города федерального значения. Порядок предоставления специально отведенных мест и осуществления в них торговой деятельности устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.»;
5) дополнить статьей II1 следующего содержания:

«Статья II1. Требования к организации розничных рынков и продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на них
1. Рынки организуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор рынка). В случае, если организатором рынка является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, порядок организации рынка и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на рынке устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае, если организатором рынка является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, порядок организации рынка и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на рынке устанавливается организатором рынка с учетом положений настоящего Федерального закона и других федеральных законов.
2. В случае осуществления деятельности по продаже непереработанной пищевой продукции животного происхождения и пищевой продукции непромышленного изготовления на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.
3. Организация продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг на рынках осуществляется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды и других установленных федеральными законами требований.
4. Период работы в течение года торговых мест на рынках, расположенных в некапитальных строениях, сооружениях, устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
5. Требования к внешнему виду торговых мест на рынках, расположенных в некапитальных строениях, сооружениях, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселений и городских округов применительно к территориям соответствующих поселений и городских округов, органов местного самоуправления муниципальных районов применительно к межселенным территориям, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в случае, если соответствующие полномочия определены как вопрос местного значения законом соответствующего города федерального значения. Требования к внешнему виду торговых мест на рынке, расположенных в некапитальных строениях, сооружениях могут быть пересмотрены соответствующим органом местного самоуправления, но не чаще одного раза в десять лет.»;
6) пункт 3 части 2 статьи 17 изложить в следующей редакции:
«3) стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации выставок в области торговой деятельности, розничных рынков и ярмарок, а также создания условий для организации розничных рынков и ярмарок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.».

Статья 3
Признать утратившими силу:
1) Федеральный закон от 30 декабря 2006 года №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 34);
2) Федеральный закон от 2 июня 2007 года № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 23, ст. 2692);
3) статью 122 Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3616);
4) Федеральный закон от 3 июня 2009 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 23, ст. 2771);
5) Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 29, ст. 3593);
6) статью 4 Федерального закона от 23 декабря 2010 года № 369-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 52, ст. 6984);
7) статью 55 Федерального закона от 1 июля 2011 года№ 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3880);
8) статью 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6728);
9) Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 396-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7338);
10) статью 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 7011);
И) статью 3 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 49, ст. 6918);
12) статью И Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 38);
13) Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 492-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 45);
14) статью 1 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 493-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями применения законодательства Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 46);
15) абзац 14 пункта 13 статьи 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 31, ст. 4827).

Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
                                                                                                                                            Президент Российской Федерации


                                                                                                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                                                                                                к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные
                                                                                         законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
                                                                                                        законодательных актов (положений законодательных актов)
                                                                                             Российской Федерации по вопросам деятельности розничных рынков»

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 271-ФЗ) предусмотрен ряд избыточных административных и иных ограничений, предъявляемых к организации и деятельности розничных рынков.
Установление жестких требований для розничных рынков, которых нет в отношении других форматов торговли, напрямую сказывается на исчезновении розничных рынков.
Так, по данным Росстата, за последние десять лет доля рынков и ярмарок в обороте розничной торговли (по формам торговли) в целом по Российской Федерации снизилась с 20% до 6%, а количество рынков в целом по России сократилось почти в 6 раз: с 5892 до 1002 единиц.
Рынки крайне важны для продовольственной безопасности страны. Снижение количества рынков в субъектах Российской Федерации приводит к сокращению площадок, на которых свою продукцию могут реализовывать мелкие и средние производители, фермеры, а также население. Указанные субъекты испытывают серьезные трудности со сбытом своей продукции, поскольку для них рынки зачастую являются единственными гарантированными каналами сбыта.
В связи с изложенным проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации по вопросам деятельности розничных рынков» (далее - законопроект) предлагается исключить требования, устанавливающие избыточные административные и иные ограничения к организации и деятельности рынков и сделать указанное регулирование соразмерным регулированию иных торговых форматов.
В частности, предлагается:
- исключить требования о необходимости организации рынка в соответствии с планом, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (план регламентирует не только места расположения рынков, но и даже их количество и типы), а также разрешительный порядок организации рынка (в настоящее время разрешение выдается на срок, не превышающий пять лет). Если земельный участок или здание, помещение предполагают возможность размещения рынка, то дополнительные административные фильтры, такие как план и разрешение являются избыточными;
- исключить специфические требования к розничным рынкам, зависящим от их специализации;
- исключить возможность установления региональными органами власти дополнительных требований, предъявляемых к планировке, перепланировке и застройке рынка (предельная (минимальная и (или) максимальная), площадь рынка; характеристика расположенных на рынке зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, а также минимальные расстояния между ними; характеристика и предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь торговых мест, складских, подсобных и иных помещений);
- исключить не применяемые к другим торговым форматам требования, предъявляемые в настоящее время к управляющей рынком компании, такие как: специальные правила оборудования и содержания рынка, размещения и предоставления торговых мест; формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест; оформление карточек продавца; требование, согласно которому продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) с автотранспортных средств на рынке, за исключением некоторых случаев, запрещается; и так далее.
При этом в целях обеспечения необходимых гарантий приобретения населением безопасных для здоровья продуктов питания законопроектом предлагается сохранить действующее требование о размещении и оборудовании на территории рынка лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы в случае осуществления деятельности по продаже непереработанной пищевой продукции животного происхождения и пищевой продукции непромышленного изготовления.
Кроме того, законопроект предусматривает возможность размещения торговых мест на рынках в некапитальных объектах. Период работы в течение года этих торговых мест на рынках предлагается устанавливать нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а требования к их внешнему виду нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. При этом требования к внешнему виду торговых мест могут быть пересмотрены не чаще одного раза в десять лет.
Также в рамках указанных предложений по снятию излишних ограничений предлагается исключить запрет на продажу алкогольной продукции на рынках.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции, например, не действует в торговых центрах (торговых комплексах), сетевых и несетевых магазинах. Это создает дискриминационные условия для торговли на рынках и ставит их в неравное положение по сравнению с иными торговыми форматами.
В этой связи законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).
При этом исключение запрета на розничную продажу алкогольной продукции на рынках будет происходить при обязательном сохранении действующих требований к торговым объектам, осуществляющим продажу алкогольной продукции в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона № 171- ФЗ, вне зависимости от места их нахождения. То есть реализация алкогольной продукции будет происходить не с открытых прилавков, а исключительно в торговых объектах (объектах общественного питания) в составе рынка.
В связи с изложенным законопроектом предлагается признать утратившим силу Федеральный закон № 271-ФЗ. В свою очередь, нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с организацией розничных рынков в новой редакции, предлагается закрепить в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ), поскольку розничные рынки являются одним из форматов торговли.
Таким образом, Федеральный закон № 381-ФЗ станет общеотраслевым кодифицированным актом, содержащим единые для форматов торговли требования законодательства.
Также предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и исключить нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение требований в сфере организации розничных рынков, так как данные требования законопроектом предлагается исключить. Нарушение правил торговли на рынке будет подпадать под общее для всех форматов торговли регулирование, содержащееся в КоАП РФ (в том числе статьи 6.3, 6.6).
Таким образом, законопроектом предлагается установить соразмерные с другими торговыми форматами требования законодательства Российской Федерации, предполагающие что условия торговли на рынках будут не хуже, чем в торговых центрах, гастрономах, супермаркетах.
Помимо прочего, законопроект предусматривает закрепление термина «ярмарка», поскольку отсутствие указанного определения в действующем законодательстве затрудняет четкое разграничение ярмарки, как торгового мероприятия, и рынка, как элемента постоянной торговой инфраструктуры.
Реализация вышеуказанных предложений придаст мощный стимул процессу создания новых розничных рынков, функционирования существующих рынков, а также увеличению количества малых предпринимателей, профессионально осуществляющих торговлю на розничных рынках.
Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской                                                                                                                                                  ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ  "ОПТОВЫЕ И РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ - СЕГОДНЯ И ЗАВТРА"


Возврат к списку

Copyright ©  Ассоциация рынков и ярмарок Белгородской области